Первооткрывателями, разведчиками, следопытами лесных просторов являются лесоустроители, инженеры-таксаторы. Не все знают, что именно представители этой уникальной профессии изучают лесную глушь, чтобы грядущие поколения познали красоту леса. Лесоустроители, можно сказать, осваивают лес, составляют карты лесных насаждений, учитывают площади, запасы, характеристики лесов и многое другое. Об особенностях работы ЯСИА рассказал лесоустроитель, таксатор Якутского филиала Рослесинфорга Александр Андросов.
Одним из важных разделов лесного хозяйства является лесоустройство. Оно позволяет получить достоверные данные о лесах, о характеристиках лесных насаждений. Леса Якутии богаты разнообразием деревьев, а таксаторы, изучая их, составляют лесные карты, учитывают все породы, проводят измерения – высоту, полноту, возраст и так далее.
Каждая экспедиция неповторима
Александр Андросов пришел в профессию по стопам своего дедушки. После школы он поступил в лесной техникум и затем по направлению поехал в лесоустроительную Читинскую экспедицию в 1994 году. В 2010 году он переехал в Якутию и продолжил дело уже на своей родине. Александр Андросов побывал в экспедициях Мирном, Усть-Майском, Олекмнском, Ленском районах республики.
«После техникума, как получил диплом, поехал в Читинскую экспедицию. Меня приставили к опытному инженеру-таксатору, а я был техником, помощником таксатора. И все лето, с мая до октября проработал на поле. Меня сразу заинтересовал весь этот процесс, понравилось жить в лесу в палатках, проходить тайгу, бывает, что до 25 км в день проходим. Повезло тем, что у меня были хорошие учителя. Мы делаем заходы на шесть дней, ночуем в лесу у костра, и только после того, как сделаем всю работу, приходим в базовый лагерь. Отдыхаем несколько дней и потом снова в путь. Но самая сложность в том, что мы идем туда, куда не ступала нога человеческая. По пути попадаются препятствия – ручьи, озера, болота, туда ни одна машина не проедет. Бывают и свежие следы жителей леса, нам очень повезло – за все время работы ни разу ни с кем не встретились, но на всякий случай выдают аэрозоли и фальшфейеры. Каждая экспедиция неповторима по-своему. У нас, конечно же, и связи нет для общения с родными, между собой переговариваем по спутнику, а с родными – через директора. Семьи уже привыкли к нашему режиму работы», — рассказал Александр Андросов.
В Рослесинфорге есть и те, кто работают семьями. Бывали даже времена, когда жены с детьми тоже ездили в экспедицию и жили в базовом лагере. Простой подвиг лесоустроителей состоит в том, что они выбрали себе трудную судьбу, поменяли домашний уют на таежную неустроенность, блага больших городов — на радость общения и служения «зеленому другу». Тысячи километров тайги, среди туч комаров и мошек исходили инженеры-таксаторы, добывая «лесную информацию».
Как рассказал Александр Андросов, природа республики совершенно разная. Поэтому по лесустроительной инструкции для того, чтобы привыкнуть к глазомерной таксации, необходимо потренироваться на пробных площадях, где проводятся измерения. Потом уже таксаторы набивают глаз и могут определить параметры лесного насаждения по морфологическим признакам. Весь лесной фонд поделен на лесные кварталы (квадраты). Лесные специалисты четко скажут, что растет в данном квадрате, в каком количестве. Даже в самых медвежьих уголках оставили свои следы инженеры-таксаторы и их помощники. Интересно, что в лесных кварталах лесоустроители устанавливают столб, по которому можно определить стороны света. На каждой стороне записаны числа, меньшие указывают на Север и Запад, а большие на Юг и Восток.
«В результате у нас складывается информация обо всех лесах – где, что растет, в каком количестве, где есть горельники и многое другое. То есть это лесоучетная работа. В Якутии лесоустроительные работы начались с 1910 года, когда старший таксатор Антон Гайдук приехал сюда с таксационной партией для обеспечения золотодобывающей промышленности и приведения лесов в известность. На данный момент площадь лесов Якутии составляет 255 млн гектар. Это огромнейшая территория, на которой лесоустроители со всей России проводили работы в разные годы. Кто только у нас не работал во время полевого сезона: и из Санкт-Петербурга, и из Москвы, и из Новосибирска и Иркутска», — рассказал Александр Андросов.
Лесоустройство состоит из трех этапов. Во время подготовительного этапа закупают аэрофотоснимки площади, на которой впоследствии будут работать. У этих снимков есть свои четкие требования. После этого закладывают пробные площади на каждый район – берется квадрат насаждения на 200 деревьев и на этом квадрате измеряют каждое дерево: диаметр, высоту и определяют таксационную характеристику. На первых коллективных тренировках каждый таксатор пользуется инструментами, а в конце уже должен определять показатели на глаз. Затем начинается полевой сезон, во время которого инженеры-лесоустроители уезжают в неизведанный участок леса, и изучают его почти все лето. По приезде обратно они обрабатывают данные, проводят камеральное дешифрирование. В результате рождаются описания лесов, в начале они складывают по лесным уделам, потом – лесным кварталам, и затем – по участковым лесничествам, а в итоге, объединив все лесничества, создают единый государственный лесной реестр.
«Все мы знаем, что лес – наше богатство! И мы должны знать о нашем лесе все. Мы всегда говорим, что лесоуправление без лесоустройства слепо, потому что даже во время лесных пожаров местоположение определяется по лесным характеристикам. Если идет организация лесопользования, будь то заготовка древесины, строительство линейных объектов, дорог, линий электропередач, по всему этому информация идет из тех данных, которые мы заготавливаем», — объяснил Андросов.
Самоотверженные и закаленные первооткрыватели леса
Работа таксатора сложная. Она требует и глубоких специальных знаний, и недюжинной физической закалки, ведь таксатору приходится преодолевать таежные километры с десятками килограммов груза за спиной, порой ночевать под деревом. Работа эта и небезопасна, в лесу может всякое случиться. Надо уметь работать с аэрофотоснимками, специальными приборами, составлять схемы, карты лесных насаждений. С мая по октябрь, полевой сезон, таксаторы работают в лесу, а зимой обрабатывают данные на камеральных работах. Неустроенность походного быта с ночевками в палатках и у костра, в жару и холод, дождь и снег быстро отсеивает людей. Остаются только надежные, на которых можно положиться в любой ситуации.
«Специалиста таксатора подготовить очень сложно. Человек должен быть очень грамотным инженером, обладать большими знаниями, вплоть до дешифрирования космических снимков и программного обеспечения, уметь владеть множеством измерительных приборов, владеть всеми методами обработки данных. Получается, таксатор — чуть ли не научный работник-проектант. Но самое главное — вся суть заключается в полевом сезоне, когда ты в мае выехал и возвращаешься в сентябре. Мы ходим в заходы по одному, по двое. А в тайге опасностей множество. Молодые таксаторы отправляются в поход вместе с опытными наставниками, и те, кто с легкостью преодолел первую свою экспедицию, остаются у нас», — поделился Александр Андросов.
Уже четвертый год лесоустраители работают над установлением границ лесничеств в Якутии. Это очень трудоемкий процесс, над которым в этом году работают 10 филиалов со всей страны. Кроме того, филиал выполняет проектные работы. Так, самые значимые объекты экономики Якутии проходили через Рослесинфорг. Это строительство железной дороги, строительство ГРЭС-2, «Сила Сибири», магистральный нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и другое.
Собеседник ЯСИА показал уникальные карты, написанные вручную еще в 1915 году. На картах каждого лесничества наносят лесные насаждения, описывают, какие виды деревьев и где растут.
Якутская лесоустроительная экспедиции была организована 1 апреля 1963 года в соответствии с приказом Государственного комитета по лесной, целлюлозно-бумажной деревообрабатывающей промышленности и лесному хозяйству. Местом дислокации экспедиции определен город Якутск. Контора экспедиции находилась в одноэтажном деревянном здании барачного типа 1934 года постройки по улице Клары Цеткин. Первые специалисты прибыли из города Ленинграда Северо-Западного лесоустроительного предприятия. Многие из первых работников экспедиции навсегда связали свою судьбу с Якутией.
Отрасль за последние десятилетия претерпела множество изменений и сегодня Рослесинфорг — ведущая лесоучетная организация Российской Федерации, обеспечивающая решение важнейших задач лесного хозяйства: государственной инвентаризации лесов, лесоустройства, лесного планирования и проектирования, кадастрового учёта земель лесного фонда, информационного обеспечения. Рослесинфорг располагает сетью из 37 филиалов по всей стране и производственной базой, оснащенной самым современным оборудованием и технологиями. В учреждении работают высококвалифицированные специалисты со знаниями, навыками в сфере лесоустройства, землеустройства, кадастра, в области инфраструктуры пространственных данных и информационных технологий, способные решать профессиональные задачи различной сложности.
С 2013 года руководит Якутским филиалом заслуженный лесовод России, заслуженный работник народного хозяйства РС(Я) Саргылана Аммосова. А за 2018 год филиал был признан лучшим в России по организации работ по выполнению государственного задания.
Якутский филиал Рослесинфорга за годы работы внес огромный вклад в развитие лесного хозяйства и экономики республики. Он осуществляет лесное планирование и проектирование, кадастровый учет земель лесного хозяйства, государственную инвентаризацию лесов, но самое главное — исследуют лес для того, чтобы будущие поколения узнали всю его красоту.
19 сентября отмечается День работников леса в соответствии с указом президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1966.