Москва
Верно ли определен Ваш город?
Если нет, выберите свой город
Филиал: Центральный аппарат
РУС
/
Сообщить о проблеме
Филиал: Центральный аппарат
РУС
/
+7 (499)-673-99-97
горячая линия по услугам
+7 (499) 673-99-99
связаться с нами
+7 (499)-673-99-97
горячая линия по услугам
+7 (499) 673-99-99
связаться с нами
Госуслуги
Сообщите о проблеме и оцените результат её решения

Втулковое предложение: производство туалетной бумаги выросло на 13%

НАЗАД
Втулковое предложение: производство туалетной бумаги выросло на 13%
Почему россияне не останутся без средств гигиены даже после ухода западных брендов

России не грозит дефицит туалетной бумаги — ее производство в первом полугодии 2022 года выросло на 13%, до 3,2 млрд рулонов, выяснили «Известия». Даже те западные компании, которые заявили о намерении уйти из России, не остановили конвейеры. А на фоне ажиотажного спроса весной заводы наращивали производство, чтобы восполнять всплеск потребления. Несмотря на санкции, ситуация на рынке стабильна, общее производство товаров из бумаги и картона выросло на 2,9%. Сохранить эти темпы помогут меры господдержки, переориентация на внутренний рынок и даже тренд на отказ россиян от пластика, рассказали эксперты.

По четыре в одни руки

Объемы выпуска туалетной бумаги в России в первом полугодии 2022 года увеличились на 13% по сравнению с тем же периодом прошлого года и достигли 3,2 млрд рулонов, сообщили «Известиям» в Рослесинфорге (организация ведет государственный реестр лесов и обрабатывает информацию об использовании их ресурсов). Это почти 4 рулона бумаги в месяц на одного россиянина, включая младенцев, так что дефицита продукции не предвидится.

Этому факту есть несколько объяснений, рассказали «Известиям» эксперты рынка.

— Сегмент санитарно-гигиенических изделий — один из самых быстрорастущих в отрасли за последние 10–15 лет. Он следовал тренду роста благосостояния домохозяйств, — отметил гендиректор компании «Зета Консалтинг» Константин Иванов.

Из-за благоприятной конъюнктуры многие инвесторы, в том числе иностранные, в последние годы открывали новые производства, добавил эксперт. Так, турецкий холдинг Hayat Kimya построил заводы в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане, австрийско-немецкая компания Pulp Mill Holding (владеет Архангельским ЦБК) запустила производство в Калужской области.

Эти компании, как и многие другие, не ушли из России после начала специальной военной операции, подчеркнул Константин Иванов. А когда на туалетную бумагу начался ажиотажный спрос, у предприятий были возможности нарастить производство и восполнять этот всплеск потребления.

Из целлюлозно-бумажной продукции быстрее туалетной бумаги в первом полугодии 2022 года росло только производство бумажных мешков и сумок — 2,14 млрд штук, что на 21% выше уровня прошлого года. Выпуск всех изделий из бумаги и картона увеличился на 2,9%, рассказал «Известиям» директор Рослесинфорга Павел Чащин.

Причем росло производство даже той продукции, по которой специалисты прогнозировали спад. Так, им казалось, что сократится производство пеллет — это цилиндрические гранулы из древесных отходов, используемые в качестве топлива. Они преимущественно идут на экспорт, в том числе в Европу, где ими отапливаются многие домохозяйства.

— Выпуск пеллет за первые шесть месяцев 2022 года превысил миллион тонн, что на 2,7% выше итогов того же периода 2021 года, — подчеркнул Павел Чащин.

Можно говорить о том, что ситуация в этом сегменте рынка начала выравниваться, считает собеседник «Известий».

— Несмотря на давление санкций, уход некоторых западных компаний и опасения, что страна останется без бумаги, производство целлюлозно-бумажной продукции показывает рост, а не спад. Уже сегодня многие российские предприятия лесопромышленного сектора заявляют о планах увеличить выпуски бумаги за счет модернизации имеющегося оборудования, — заверил Чащин.

Санкции на руку

Лесопромышленная отрасль, как и многие другие, хорошо адаптируется в условиях санкций, отметил первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко.

— Если говорить о причинах роста в этом секторе, то следует понимать, что это не сиюминутная реакция на сегодняшние вызовы. Серьезные испытания отрасль прошла еще во время пандемии, когда прерванными оказались практически все логистические цепочки. Уже тогда производители целлюлозы показывали умение быстро перестраиваться и развиваться в условиях неопределенности, — заявил он.

Тогда же были сделаны серьезные шаги в сторону глубокой переработки, поставки продукции росли как на внутренний рынок, так и на внешний, добавил депутат.

Денис Кравченко напомнил, что сейчас в отношении лесопромышленной отрасли действует ряд преференций. Например, на два года перенесли требования лесного законодательства в части создания Федеральной государственной информационной системы ФГИС лесного комплекса.

— В конце марта правительство продлило сроки выполнения обязательств инвесторов по созданию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. Всё это позволит сократить издержки производителей и направить средства именно на развитие, — пояснил законодатель.

Тренды в помощь

Сектор производства целлюлозно-бумажной продукции чувствует себя вполне уверенно в том числе и потому что иностранные компании, заявившие о планах уйти с российского рынка, делают это не одномоментно. Во втором квартале 2022 года с такими заявлениями выступили такие крупные иностранные игроки, как Stora Enso, Huhtamaki, Hartmann, Smurfit Kappa, Mondi Group, International Paper. Но при этом они не прекратили производство.

— Фактически заводы как работали, так и продолжают работать, выполняя свои обязательства перед партнерами и коллективами работников. Некоторые компании уже перешли на другой вид собственности посредством выкупа акций менеджментом. По нашей информации на отдельных предприятиях инициированы переговоры с возможными покупателями, выполняются всесторонние аудиты с целью оценки приобретения новыми собственниками. Это достаточно долгий процесс, и он может занять от года до полутора, — пояснил эксперт.

Минус для отрасли заключается в том, что из страны уходят некоторые потребители гофропродукции, то есть, транснациональные компании. Это может сказаться на объемах заказов заводам. Однако компенсировать эти потери может друга тенденция. В стране существует курс на вытеснение пластика — использование бумажных мешков, бумаги и картона для фастфуда, рост интернет-торговли, использование деревянной посуды. Здесь эксперты видят большой потенциал для игроков.

Например, те же пеллеты можно не только отправлять на экспорт, но и использовать в России, считает Константин Иванов.

— Переориентация на внутренний рынок может произойти в случае поддержки или субсидирования со стороны государства установки пеллетных котельных в промышленности и домохозяйствах. Это может стать спасением для производителей этой продукции, — подчеркнул он.

По мнению эксперта, тренды на развитие интернет торговли и вытеснение пластика будут продолжаться. Он также выразил сдержанный оптимизм, относительно того, что компании-производители после смены собственников адаптируются к изменяемым условиям, в том числе найдут выходы на новые рынки: Турции, Ближнего Востока, Средней Азии и Индии.

image (3)_17.png





Подпишись на новости

будь в гуще событий
Подписаться