Именно на них государство возлагает большие надежды в процессе реализации стратегии углеродной нейтральности, которой страна должна достигнуть к 2060 году. По закону, лесами считаются участки площадью более 0,5 га на 75% заросшие деревьями и кустами высотой более 5 м с сомкнутыми кронами. При этом статус лесного участка на сельскохозяйственной земле присваивается при соблюдении всех параметров сразу. Такой скрупулезный подход используется не зря, уверяют в Рослесинфорге. Леса на сельхозземлях имеют высокий потенциал поглощения парниковых газов, они не вырубались много лет, росли стихийно, и интересны для реализации лесоклиматических проектов. Чем больше таких лесов будет выявлено, тем выше шансы на достижение углеродной нейтральности, подчеркивают в ведомстве.
Леса на землях сельхозназначения занимают бывшие колхозные поля, которые не используют по назначению последние десятилетия, но официально лесом пока не считаются. Их можно будет причислить к лесному фонду только по окончанию программы государственной инвентаризации лесов. Это стратегический вид лесоучетных работ по проверке их состояния, определению количественных и качественных характеристик лесных насаждений. Инвентаризация земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, населенных пунктов, обороны и безопасности проводится Рослесинфоргом 15 лет в соответствии с государственной программой «Развитие лесного хозяйства». Второй цикл государственной инвентаризации лесов стартовал в прошлом году и продлится до 2030 года.
Сколько лесов в России растет на бывших землях сельхозназначения, точно неизвестно, хотя чиновники уверяют, что их реальные площади могут быть гигантскими. Промежуточные результаты инвентаризации в отельных регионах уже получены. Например, в Алтайском крае выявлено около 1 млн га лесов на землях сельхозназначения, это примерно 20% от всех лесных насаждений региона. Конечно, реальные цифры могут оказаться выше ожидаемых. «Площадь заросших лесами бывших сельхозугодий может в пять раз превышать статистику. Одновременно готовятся новые правила, по которым заросшие участки можно считать лесом», — заявил глава Рослесинфорга Павел Чащин.