Москва
Верно ли определен Ваш город?
Если нет, выберите свой город
Филиал: Центральный аппарат
РУС
/
Сообщить о проблеме
+7 (499)-673-99-97
горячая линия по услугам
+7 (499) 673-99-99
связаться с нами
Филиал: Центральный аппарат
РУС
/
+7 (499)-673-99-97
горячая линия по услугам
+7 (499) 673-99-99
связаться с нами
+7 (499)-673-99-97
горячая линия по услугам
+7 (499) 673-99-99
связаться с нами
Госуслуги
Сообщите о проблеме и оцените результат её решения

Все новости

Подпишись на новости

будь в гуще событий
Подписаться

Показать еще

Северным регионам не хватает лесных дорог для вывоза древесины

НАЗАД
Северным регионам не хватает лесных дорог для вывоза древесины

Рослесинфорг подсчитал километраж всех видов лесных дорог, которые используются для вывоза древесины с делянок. Ни один из регионов Северо-Запада не вошел в число лидеров по общей протяженности транспортной сети и дорогам с твердым покрытием в тайге. При этом Архангельская область и Республика Коми оказались в первой шестерке регионов по количеству сезонных зимних путей к делянкам.

По данным ведомства, на 1 января 2022 года общая протяженность лесных дорог в России достигла 1,8 миллиона километров, или 47 экваторов Земли. Это больше совокупной длины обычных российских автотрасс, составляющей полтора миллиона километров. В тройке лидеров - Красноярский край, Иркутская область и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра: на них приходится пятая часть всей лесной сети.

Как пояснили "РГ" в Рослесинфорге, проложенные в чаще пути учитываются отдельно, поскольку они не относятся к автомобильным дорогам общего пользования. Скорее, это "автотропы", по которым может передвигаться только специальная техника. Специалисты относят к ним магистрали, примыкающие к общим трассам, ветки, большое количество лесовозных "усов" и вспомогательных волоков, а также временные зимники.

Почти половину таежной транспортной сети составляют грунтовые круглогодичные дороги. На сезонные пути приходится 21 процент, еще 16 - на дороги с твердым покрытием. Оставшаяся доля - скорее, просто направления.

Но при всей впечатляющей протяженности лесных дорог России их катастрофически не хватает. В Рослесинфорге пришли к выводу, что ежегодно лесопромышленники страны недосчитываются по пять тысяч километров транспортной сети, без которой просто не могут работать. Дороги нужны им для подъезда к делянкам и вывоза леса. Любой ресурс представляет ценность только в том случае, если он экономически доступен. Из-за нехватки путей значительная часть лесосеки попросту не используется.

- Если в зоне интенсивной заготовки дороги есть практически везде, то на территориях перспективного освоения лесов ощущается недостаток. Это касается дорог как постоянного действия, так и сезонного, - отметил глава Рослесинфорга Павел Чащин.

Любой ресурс представляет ценность только в том случае, если он экономически доступен

Северным регионам повезло больше других: если зима выдается морозной, как в этом году, к делянкам можно прокладывать зимники. Причем они позволяют добираться до тех территорий, на которые летом попасть в принципе невозможно - например, из-за болотистой местности. В таких случаях лесники специально ждут морозов, чтобы "взять" древесину. "Если летние делянки расположены ближе к обычным дорогам, то зимние находятся далеко от них, на заболоченных территориях. Расчет делается на то, что в холодное время года они промерзают и туда может проехать техника", - пояснили "РГ" в одном из лесопромышленных холдингов Северо-Запада.

В СЗФО проблема нехватки таежных дорог особенно актуальна для Республики Коми. Ситуация осложняется тем, что многие лесозаготовители не соблюдают ограничений для большегрузов в межсезонье, перегружают их и разбивают "грунтовки" общего пользования. Жители Коми несколько лет жаловались на это региональным властям. Дошло до того, что в разгар пандемии перевозчики совсем разрушили дорогу, соединявшую несколько населенных пунктов с центром Усть-Куломского района. В итоге местные жители заблокировали путь двадцати лесовозам.

После этого власти решили переориентировать крупных заготовителей на зимний вывоз леса. Планировалось также ввести полный запрет на перевозки древесины по автодорогам и сплавлять ее по рекам - это широко практиковалось в советское время. Но пока столь радикальное решение не принято. Речной сплав - самый дешевый вид транспортировки, однако зачастую он требует дорогостоящих дноуглубительных работ. С большими затратами связан и другой вариант - проведение железнодорожных веток поближе к местам заготовки.

На этом фоне лесные зимники, казалось бы, остаются наиболее выигрышным способом перевозки древесины. Построить зимнюю дорогу в три-четыре раза дешевле, чем летнюю. Но снег и лед - самые непредсказуемые покрытия. Малейшее изменение температуры может привести дорогу в негодность. А если морозов вообще не будет, лесники и вовсе останутся ни с чем. Это показала аномально теплая зима 2020 года, когда леспром северных регионов оказался на пороге кризиса: заготовленную древесину невозможно было вывезти с делянок, переработчики столкнулись с дефицитом сырья. Наверстать упущенное помогло только февральское похолодание.

Две последующие зимы выдались морозными, и с укладыванием "белого асфальта" проблем не возникло. Но как поведет себя климат в дальнейшем, не может предсказать никто. Поэтому необходимо протягивать к делянкам постоянные дороги или искать альтернативные пути вывоза древесины, отмечают в лесных регионах.

Российская газета

Подпишись на новости

будь в гуще событий
Подписаться