Рязанские лесоустроители берегут память о ветеране войны и лесного хозяйства, кавалере ордена Славы трех степеней Гаврииле Сергеевиче Бондареве
В музее Рязанского филиала Рослесинфорга есть портрет лесника Гавриила Бондарева – замечательного человека, ветерана войны, полного кавалера ордена Славы. В этом году исполнилось 110 лет со дня его рождения.
Инженеры-лесоустроители Рязанского филиала Рослесинфорга помнят лесника Гавриила Бондарева, который еще в 90-х помогал им прорубать и расчищать квартальные просеки, делился секретами жизни в лесу. Как чай заварить из трав, как зверя дикого не разозлить. Работники Тумского лесничества рассказали, что у ветерана есть сын Василий Гавриилович, который летом живет с женой на хуторе Голованово и может рассказать про своего отца. Мастер леса Головановского участкового лесничества Валентина Клиншова согласилась быть нашим гидом.
Долгая дорога к дому
Оказалось, что без гида в этих местах точно нельзя. Заблудиться и в трех соснах можно, а тут такие дебри.
– Недаром сюда ссыльных отправляли, – рассказывает наша провожатая, – не всякий работник лесничества захочет сюда ехать без надобности.
По ее словам, дорога весной и осенью постоянно затапливается, летом проезжая часть похожа на желтую стиральную доску из зыбучего песка, где можно проехать только на лесовозах или на машинах с высокой проходимостью.
Территорию Южно-Тумского участкового лесничества с густым ельником проехали без происшествий, помогали объездные дороги, но ближе к Головановскому лесничеству оказалось, что на нашей машине можно застрять – вернее завязнуть так, что ни вперед, ни назад. Пока водитель откапывал машину и собирал ветки, чтобы подложить их под колеса, мы с Валентиной решили дойти до хутора пешком. Тем более оставалось километра полтора. По дороге открылся уже другой пейзаж – некогда густой лес представлял собой обрубки деревьев – страшные последствия 2010 года.
– Такая сушь стоит! – жалуется Валентина, – молимся, чтобы пожара не было – лес такой, что хрустит. А еще видите, деревьев сколько повалило, это тоже от засухи – корни становятся слабее, вот ветровал и косит деревья.
Поговорили мы и про животных, которым тоже без воды плохо. Без дождя все водоемы, даже болотца иссушаются, а без питья никуда – либо гибнет зверье, либо бежит к людям.
А я подумала, какие же добрые и чуткие лесные работники: и за дерево переживают, и за зверя. Таким добрым был и Гавриил Бондарев. В пору его службы леснику по штату полагалось ружье, но Гавриил Сергеевич так ни разу из него и не выстрелил.
За разговорами дошли мы до хутора. Первый дом от дороги – Бондаревых. Нам повезло: хозяин и его жена дома.
– Этот дом построил мой отец, – рассказывает Василий Гавриилович. – У нас была большая семья. А теперь из пятерых детей только я и остался. К сожалению, ни фотографий, ни писем с фронта не осталось – забрал в свое время старший брат, а потом умер.
Василию Гаврииловичу в этом году исполнилось 75 лет, но он до сих пор с теплом вспоминает свое детство и время, которое он прожил в отчем доме.
Отцовская наука
Дети Бондарева все время проводили в лесу, когда с отцом, когда сами гуляли.
– В километре от нашего дома было волчье логово. Но ни мы волкам, ни волки нам не мешали. В селе Голованово волки резали скотину – нашу не трогали, да и нас тоже, – вспоминает Василий Гавриилович Бондарев. – Мы не боялись далеко уходить. Но один случай на всю жизнь научил, как не заблудиться и как из любой точки в лесу выйти к дому. Мне было 7 лет, а брату шел четвертый год. Мы пошли гулять в лес. Вроде бы все знакомые тропиночки, но заблудились. Уже стало смеркаться, стемнело. Мы сначала ревели, ревели, а потом я как старший брат принял решение заночевать в лесу – утро вечера мудренее. Не помню, как мы уснули, но помню, как проснулись.
По словам сына Бондарева, отец ругался со слезами на глазах, а потом взял за руки и повел учиться. Рассказал: чтобы не заблудиться, нужно знать, что такое квартальные столбы. Необходимо выходить на просеку и смотреть на каждом квартальном столбе номера. Зная, в каком квартале живешь, уже не трудно сориентироваться.
А еще запомнилось, что отец был очень деятельный, работящий. Когда не в лесу работал, плотничал, несмотря на ранение в руку. Говорил, что работа – лучшее лекарство.
В лекарствах он разбирался. После войны пришел с туберкулезом. Хоть заболевание было не в открытой форме, но все равно опасное. Сам себя выходил. И прожил очень интересную, долгую жизнь.
– Спасибо, что вы проделали такой длинный путь и помните о моем отце, – сказал, прощаясь, Василий Гавриилович.
Трижды кавалер
Гавриил Бондарев родился 25 июля 1911 года в крестьянской семье. Еще ребенком, сразу после окончания третьего класса начальной школы, убежал работать в Тумский лесхоз. Постепенно осваивал профессию, был на хорошем счету. Два года – с 1933-го по 1935-й – проходил срочную службу в Красной Армии. По окончании службы снова вернулся в родное лесничество.
В 1941 году он снова в Красной Армии. До весны 1942 года Бондарев воевал на Северо-Западном фронте. Из строя выбыл по болезни. После лечения по состоянию здоровья на некоторое время был переведен на службу в тыл.
Весной 1943 года Бондарева направили в 51-ю стрелковую дивизию, формирование которой завершалось в резерве Ставки Верховного Главнокомандования. Изо дня в день надо было строить мосты, переправы, колонные дуги, гати.
В белорусских лесах, так похожих на родную Мещеру, Бондарев сноровисто разгребал песчаные кочки, отыскивал в них металлические усики минных взрывателей. Сотни мин обезвредил Гавриил Сергеевич и ни разу не ошибся. Первой его наградой была медаль «За отвагу», полученная в 1943 году.
К лету того же года он получил звание младшего сержанта и принял под командование отделение саперного взвода 348-го стрелкового полка.
2 мая 1944 года Гавриил Бондарев с подчиненными перед передним краем установил 58 фугасных мин. В дальнейшем, как отмечалось в наградном листе: «В ночь с 28 на 29 мая 1944 года в районе Ясиновцы под шквальным пулеметным огнем и под бомбежкой вражеской авиации Бондарев проделал проход в минное поле, разминировав 89 немецких мин, и обрезал проволочное заграждение, при этом проявил смелость, в результате наши наступающие подразделения быстро и внезапно для врага сняли его охрану и штурмом заняли укрепленные пункты немцев…» За этот бой Гавриил Бондарев был награжден орденом Славы 3-й степени.
22 июня 1944 года войска 1-го Прибалтийского фронта перешли в наступление в рамках Витебско-Оршанской операции стратегического плана «Багратион». При прорыве вражеской обороны Бондарев с отделением у деревни Волотовки (Шумилинский район Витебской области) разминировал три минных поля, восстановил два моста, произвел ремонт дороги, что обеспечило быстрое передвижение пехоты через передний край гитлеровцев без потерь. За это боевое задание Гавриил Бондарев получил орден Славы 2-й степени. Гавриилу Сергеевичу присвоили звание сержанта.
Освободив северные области Белоруссии и восточные районы Литвы, 51-я стрелковая дивизия вступила на территорию Латвийской ССР и к началу сентября 1944 года вышла на подступы к городу Бауска. 2 сентября 1944 года Бондарев с риском для жизни установил 8 противотанковых мин. Воодушевленные примером своего командира, бойцы отделения также провели минирование местности. Во время вражеской атаки на одной из мин, установленных Бондаревым, подорвался вражеский танк. Еще один был уничтожен миной, установленной товарищами. Атака была сорвана. В этом бою Гавриил Сергеевич был тяжело ранен и контужен.
За мужество, отвагу и героизм позже он был награжден орденом Славы 1-й степени и стал полным кавалером этого ордена.
Демобилизовавшись по ранению в августе 1945 года, Гавриил Бондарев вернулся на родину, в деревню Голованово, и продолжил работать лесником в Тумском лесхозе. За многолетний добросовестный труд в 1970 году был награжден медалью «За доблестный труд».
В память о герое на здании конторы лесхоза в 2005 году была установлена мемориальная доска, извещающая, что в Тумском лесхозе Головановского лесничества работал кавалер трех орденов Славы Гавриил Сергеевич Бондарев (1911–1999).
– Мы преклоняемся перед великим ратным и трудовым подвигом земляка-героя, а еще чтим и помним человека, который своим жизненным примером показал, как надо любить лес и как преданно относиться к своей профессии. Нашим лесоустроителям повезло лично знать Гавриила Сергеевича и работать с ним плечом к плечу, – говорит директор Рязанского филиала Рослесинфорга Валерий Симкин.