Что изменилось
Еще в 2021 году Рослесхоз разработал новые правила застройки лесных территорий — поправки вносятся в статью 4 Федерального закона № 301-ФЗ. Теперь на доступных для аренды землях лесного фонда разрешено возводить объекты для рекреации (проще говоря, развлечения и отдыха): турбазы, спортивные и развлекательные комплексы. Поправки приняты еще в июле прошлого года, а вступают они в силу с марта 2022-го.
Есть всего несколько принципиальных условий: высота зданий не может превышать 10 м и двух этажей, а сами постройки не должны занимать более 20% площади территории. Кроме того, под строительство допустимо использовать свободные от живых деревьев участки — скажем, пустоши или места недавних пожаров, где пока ничего не успело вырасти.
А еще закон позволит легализовать здания, строительство которых еще вчера считалось незаконным, причем через суд будет реально узаконить даже трехэтажные самострои, заявил в интервью «Российской газете» глава Рослесхоза Иван Советников.
Экологи считают поправки сырыми: в таком виде они дают предпринимателям практически полную свободу строить что угодно и где угодно. Проблема беспокоит и дачников: «Мы планируем покупку участка, важный критерий выбора — наличие рядом леса, — говорит Юлия. — Узнав из СМИ, что теперь в лесах разрешат строительство, мы переживаем: вдруг купим подходящий участок, а через год за забором появится турбаза и шумные компании по выходным».
Циан.Журнал обратился к экспертам, чтобы разобраться, какие нововведения ждут российские леса, чем они чреваты и как исправить положение.
Коттеджи как дом отдыха
«Суть закона сводится к разрешению строить объекты капитального строительства на землях лесного фонда, предоставленных в аренду в целях рекреации. Это касается и защитных лесов, к которым относятся все леса Московской области, в том числе лесопарковые зоны, которые тоже могут быть переданы в аренду для целей рекреации», — поясняет руководитель направления по защите ценных природных территорий «Гринпис России» Михаил Крейндлин.
Эксперт объясняет, что под эти нововведения удастся подвести практически любую постройку и узаконить то, что раньше было вне закона. Параллельно это позволит строить объекты (в том числе и такие, которые раньше были незаконными) на сданных в рекреационную аренду землях лесного фонда.
«Один из самых важных рисков — вырубка лесов. По закону при капитальном строительстве для целей рекреации сплошная рубка лесов запрещена, но если провести сплошную санитарную рубку (даже без оснований), потом на этом месте можно будет спокойно строить. В Подмосковье нередко вырубаются целые участки леса, якобы сгнившего или зараженного жуком-короедом, но на деле это вполне здоровый лес», — рассказывает Михаил Крейндлин. Циан.Журнал уже писал о подобных историях.
В первую очередь, полагает собеседник Циан.Журнала, под застройку пойдут леса вокруг крупных городов — там, где и так ведется активное строительство. Это Одинцово, Красногорск, Химки, Истра — те города, что находятся относительно близко к Москве.
Также очевидно, что кроме домов отдыха, о которых говорил в интервью глава Рослесхоза Иван Советников, будут возводиться и самые обычные коттеджи — просто их будут позиционировать как дома отдыха. Да, в них нельзя будет зарегистрироваться, но жить (в том числе долгое время) — вполне. И многих это устроит.
Недостатки и нестыковки поправок
Антон Хлынов, член координационного совета по экологическому благополучию при Общественной палате РФ, уверен, что поправки следует доработать. Среди основных недостатков он перечисляет следующие:
1. Поправки не учитывают особенности урбанизированных территорий — пригородов крупных городов, где леса сильно фрагментированы линейной и площадной застройкой и испытывают высокую антропогенную нагрузку.
2. Хотя СМИ со ссылкой на представителей Рослесхоза пишут, что вырубка деревьев не допускается, поправки гласят, что в защитных лесах допускаются выборочные и сплошные рубки, если строительство, не связанное с созданием лесной инфраструктуры (в том числе и объектов рекреации), не запрещено или не ограничено законом. Согласно нормам Лесного кодекса, в защитных лесах, расположенных в водоохранных зонах, лесопарковых и зеленых зонах, ценных лесах, городских лесах, капитальное строительство не допускается (кроме линейных объектов и гидротехнических сооружений).
3. В лесах на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и лесах, относящихся к защитным, использование территорий регулируется законом об ООПТ и положением о конкретной ООПТ. Получается, на большей части защитных лесов строительство объектов для рекреации не допускается даже с принятием упомянутых поправок.
«Учитывая, что все подмосковные леса относятся к защитным, причем подавляющее количество — это или зеленые, или лесопарковые зоны, массовая капитальная застройка им не грозит при сохранении статуса этих зон», — подчеркивает Антон Хлынов. При этом он уточняет, что действующее законодательство не запрещает изменять границы таких зон — правда, требуя не уменьшать их общую площадь. Поэтому эколог не исключает, что для особо предприимчивых деятелей определенные лазейки найдутся. Он считает, что здесь очень важны бдительность органов прокуратуры, внимательность природоохранной общественности и добросовестность чиновников, которые принимают соответствующие решения.
4. И еще один важный нюанс. Дело в том, что нововведения применяются «к лесным участкам, предоставленным в аренду или постоянное (бессрочное) пользование после 1 января 2022 года».
«То есть те лица, которые получили лесные участки для целей рекреации до этой даты, воспользоваться правом строительства объектов капитального строительства на этих участках, по идее, не смогут», — рассуждает собеседник Циан.Журнала.
Узаконить незаконное. И пополнить бюджет
Циан.Журнал обратился в Рослесинфорг, который с 2022 года является федеральным лесоустроителем. Как объяснили в пресс-службе ведомства, уже сейчас в лесах расположены яхт-клубы, базы отдыха, спортивные школы, детские оздоровительные лагеря, кемпинги, глэмпинги, горнолыжные комплексы, зоопарки, конноспортивные комплексы, в том числе известных сетей, и популярные у туристов объекты. Теперь они, как и другие предприниматели, будут развиваться на совершенно законных основаниях.
«Аренда лесных земель для организации детских и спортивных лагерей, кемпингов, а также велодорожек и лыжных трасс (то есть объектов рекреации) принесла бюджету страны 1,8 млрд рублей. Здесь занято больше всего лесопользователей — 14,5 тыс. договоров аренды, при этом они используют крайне незначительные площади — 27,6 тыс. га леса», — такие данные приводят в пресс-службе.
«В качестве аналогии можно привести “лесную амнистию”, которая помогла гражданам сохранять права на землю и дом. Противники амнистии высказывали опасения, что реформа приведет к массовой застройке лесов дачами и коттеджами. Но время показало, что этого не произошло», — отмечают в пресс-службе.
Также представители Рослесинфорга напомнили, что строительство на лесных участках имеет жесткие ограничения (еще раз: здания должны быть не выше 10 м и иметь не более двух этажей, а под строительство можно использовать лишь 20% участка и нельзя вырубать деревья). В итоге, уверены в ведомстве, ущерба экологии не будет: «В лесной фонд входят огромные территории, на которых деревья не растут, так что построить объект рекреации можно без вреда для экологии, не вырубая деревья и не нанося ущерба лесным экосистемам».