Москва
Верно ли определен Ваш город?
Если нет, выберите свой город
Филиал: Центральный аппарат
РУС
/
Сообщить о проблеме
+7 (499)-673-99-97
горячая линия по услугам
+7 (499) 673-99-99
связаться с нами
Филиал: Центральный аппарат
РУС
/
+7 (499)-673-99-97
горячая линия по услугам
+7 (499) 673-99-99
связаться с нами
+7 (499)-673-99-97
горячая линия по услугам
+7 (499) 673-99-99
связаться с нами
Госуслуги
Сообщите о проблеме и оцените результат её решения

Все новости

Подпишись на новости

будь в гуще событий
Подписаться

Показать еще

Лес пошел на табуретки

НАЗАД
Лес пошел на табуретки

Компании увеличили в 2023 году инвестиции в переработку

Лесопромышленные компании на фоне проблем с экспортом пиломатериалов наращивают вложения в глубокую переработку, в первую очередь в целлюлозно-бумажные производства и выпуск мебели. По итогам 2023 года инвестиции в эти сегменты увеличились на 30%. Однако если производство мебели подогревает активный внутренний спрос, то строящиеся ЦБК в основном были одобрены еще до санкций и нацелены на экспорт, рентабельность которого серьезно снизилась.

Инвестиции предприятий лесного комплекса по итогам 2023 года упали на 4,8%, до 188,8 млрд руб., несколько сократившись относительно рекордных показателей 2022 года, сообщили “Ъ” в Рослесинфорге. Тем не менее инвестиции остались примерно на уровне 2021 года, когда крупные лесопромышленники начали масштабные инвестпроекты на фоне сверхприбылей из-за дисбаланса спроса и поставок, вызванных ковидом. Большая часть вложений (63,2%) в 2023 году была направлена на приобретение специализированного оборудования, еще 27,9% компании инвестировали в объекты инфраструктуры, а 7,9% пошло на обновление парка транспортных средств. Один из собеседников “Ъ” отмечает, что инвестиции в углубление переработки сдерживает недоступность высокотехнологичного оборудования на фоне санкций.

Интерес компаний смещается от традиционных стройматериалов в сторону сложных продуктов, отмечают в Рослесинфорге.

Так, инвестиции в производство целлюлозно-бумажной продукции в прошлом году достигли исторического максимума — 125,4 млрд руб. (рост на 29,4%), мебели — увеличились на 30%, до 9,4 млрд руб.

Среди регионов лидером по инвестициям стала Иркутская область (60,6 млрд руб.), в основном благодаря проекту «Илима» по созданию ЦБК мощностью 600 тыс. тонн в год. На втором месте по размеру инвестиций Калужская область (16,3 млрд руб.), где было запущено несколько линий по производству декоративной и импрегнированной бумаги «Ультра Декор Рус», достраивается вторая очередь завода по производству санитарно-гигиенической продукции ООО «Архбум Тиссью Групп» (дочернее предприятие АО «Архангельский ЦБК»). Замыкает тройку Московская область с вложениями в размере 14,1 млрд руб., большая часть которых пошла на реконструкцию производств по выпуску бумажной упаковки.

Михаил Шамолин, гендиректор Segezha, 22 марта: «Чтобы этот лес превращать в деньги, необходимы производственные мощности, тем более что у нас загрузка мощностей сейчас около 100%».

Гендиректор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков подтверждает активный рост в этом секторе. Он напоминает, что объем производства мебели в денежном выражении в 2023 году вырос на 25%, до 445 млрд руб., а в натуральном выражении — на 34%, до 67,5 млн штук. Александр Шестаков отмечает, что цены на мебель на протяжении всего 2023 года росли медленнее, чем на другие товары, что обеспечило увеличение спроса в этой категории и заказ на материалы и комплектующие, в первую очередь древесные плиты. «То есть мебель выступает в не свойственной ей раньше роли локомотива, хотя ранее в нашей отрасли считалось, что мы скорее вагон, а локомотивом выступает стройка»,— говорит глава ассоциации. В этом году господин Шестаков прогнозирует рост мебельного сектора на 20,5% в стоимостном выражении и на 14% в натуральном.

Президент Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности Александр Спиридонов отмечает, что рост производства в целлюлозно-бумажной промышленности во многом зависит от экспорта, который сейчас ограничен вывозной пошлиной. В среднесрочной перспективе это может привести к снижению выпуска, говорит он. Господин Спиридонов указывает, что наиболее сложная ситуация складывается в сегменте газетной бумаги. «Все сегодня понимают, что спрос на нее падает на 8–12% в год. Лишь малая часть произведенной в России бумаги идет на внутренний рынок, основное производство нацелено на экспорт»,— напоминает он. В конце прошлого года Минпромторг выступал за отмену пошлины на экспорт бумаги, но до реализации дело не дошло.

Коммерсант


Подпишись на новости

будь в гуще событий
Подписаться