Под давлением экологов разработка месторождений британского газа откладывается. Хотя президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации заявляет, что привычные источники энергии — газ и нефть — сохранят свой статус до 2040 года. Между тем в Британии мода на викторианскую эпоху: растет спрос на дрова, пилы и дровяные печи. Меняя кабмин, Риши Сунак не уважил бывшего министра обороны Гавина Уильямсона. Тот, прежде чем оборонять остров, торговал печами и каминами, так что вполне мог бы в сегодняшней Британии стать министром энергетики. Печной опыт сейчас актуален.
Во Франции дрова подорожали на 50%, а доставку задерживают до полугода. Испанцы и голландцы закупают их с июля. В Чехии на спиленные бревна, как на дорогие автомобили, лесники ставят GPS датчики против угона. В Австрии и Германии могут стукнуть в полицию на тех, кто подчищает лес. В Польше политики разрешили назло России собирать в лесу валежник и жечь для согрева все, что горит, за исключением автомобильных шин.
СТАНИСЛАВ ФЕДОРОВ (НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И УЧЕТА ЛЕСОВ РОСЛЕСИНФОРГА): Если учитывать, там, 195 миллионов домохозяйств, которые находятся на сегодняшний день в Европе, то объемы замены энергоресурса на дровяной, древесину, составляет порядка 1 миллиарда кубометров. Что это значит? Это значит, что те объемы формирования и производства древесных ресурсов, которые были в Европе, надо увеличить в 10 раз.
КОРР: До нынешнего года в Европе, в отличие от глобального курса на сокращение лесов, наблюдался прирост леса. Пока прирост сохраняется, однако растет тревога экологов. И на 23 процента вырос импорт в Европу древесины из тропических стран, где развита незаконная лесозаготовка. Но даже если дрова можно ввозить из более бедных стран, вывозить туда углекислый выброс не получится.
СТАНИСЛАВ ФЕДОРОВ (НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И УЧЕТА ЛЕСОВ РОСЛЕСИНФОРГА): В случае замены дровяной древесиной природного газа совокупные выбросы на территории Евросоюза увеличатся в 17 раз.
КОРР: Дерево, выросшее взамен сожженного, способно поглотить весь CO2, выделенный им во время горения. Это возобновляемый источник энергии, но возобновляется он минимум 50 лет. Так что задача Евросоюза и Британии о достижении углеродной нейтральности к 2050 году при переходе на дрова становится невыполнимой. В смысле энергетики время будто бы перестало развиваться линейно: правительства обещали энергию будущего, чистую и светлую, как лица экоактивистов, а по факту готовятся наломать дров.