В Рослесинфорге зафиксировали увеличение заготовки древесины в рамках благоустройства и оздоровительных мероприятий в лесах Московской, Калининградской, Оренбургской, Самарской, Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Тульской, Саратовской, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей, а также в Ненецком и Чукотском автономных округах, Адыгее и Крыму, Северной Осетии-Алании, Чечне и Дагестане.
Величина прироста варьируется от 5 кубометров до 30 тыс. кубометров. Данные регионы считаются малолесными и все леса расположенные на их территории имеют статус защитных, то есть не предназначены для промышленного использования.
Правила Лесного кодекса, устанавливают запрет на заготовку древесины в коммерческих целях в защитных лесах. Такие участки нельзя сдать в аренду для предпринимательской деятельности по рубке деревьев. Официально нет промышленных лесов во многих регионах центральной России, крайнего севера и во всех регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. В 90% случаев это вторичные леса, которые были выращены на месте вырубленных. Эти леса предназначены исключительно для отдыха и поддержания благоприятной окружающей среды. Работать с бензопилой здесь можно только в рамках выполнения государственных и муниципальных контрактов или по договорам купли-продажи лесных насаждений.
В последнее время наблюдается тенденция, связанная с урбанизацией пригородных территорий, требующая в том числе строительства автомобильных дорог, часто проходящих через земли государственного лесного фонда. Для этого после получения разрешения на расчистку объектов строительства проводится рубка лесных насаждений.
Кроме того, рубки проводятся в рамках плановых мероприятий по оздоровлению. Чтобы лес оставался здоровым, нужно удалять старые деревья. Именно в защитных лесах, где нет коммерческой заготовки, сосредоточено наибольшее количество ослабленных перестойных лесов и аварийных деревьев, которые находятся в зоне риска – в первую очередь им угрожают вредители и пожары. Испорченные деревья аккуратно удаляют и уничтожают либо мульчируют, ликвидные бревна идут на нужды местного населения. Уход за лесом также предполагает расчистку просек, вырубку кустарников и мелколесья в близи высоковольтных ЛЭП, валка деревьев проводится и в целях благоустройства территорий, расчистки участков под нужны сельского хозяйства и проч.
То есть защитные леса можно и нужно использовать для реализации инфраструктурных проектов различного масштаба от возведения федеральных трасс, новых железных дорог и аэропортов до строительства канализаций и селезащит, создания рекреационной инфраструктуры вблизи городов. Последствия таких рубок учтены в законе: на одно вырубленное дерево будет посажено одно новое.
Например, рост рубок на Ямале связан с расширением добычи и переработки нефти, природного газа и угля – это основная отрасль в регионе – три четверти работающих ямальцев заняты в добыче нефти и газа. Для этих целей заготовлено 195 тыс. кубометров древесины, которая преимущественно передан для отопления объектов социальной инфраструктуры и местным жителям региона.
В Подмосковье в этом году возобновились массовые работы по прочистке просек и лесных дорог для охраны лесов от пожаров, лес избавляют от погибших и поврежденных деревьев – убрано 69,3 тыс. кубометров древесины. Леса составляют почти половину всей Московской области. Власти ведут активную работу для создания условий для прогулок, приятного времяпровождения с семьей и друзьями для жителей региона.