При проведении государственной инвентаризации лесов Рослесинфорг впервые определил запасы мертвой древесины — 21% от всего леса. Общий запас сухостоя, валежника и пней, именно они представляют собой мертвый лес, составил — 23,8 млрд м3. Средний запас углерода в мертвом лесе (древесном детрите) – 6,9 тонн С/га. Всего такая древесина удерживает в себе 6,21 гигатонн углерода. Роль мертвой древесины в общем углеродном балансе лесной экосистемы очень велика. Такая древесина не просто не пригодна для промышленности, но и постепенно освобождает накопленный в течение жизни углерод.
Причин появления мертвой древесины много. Наиболее частые — ветровалы, рубки и пожары. Причиной может стать естественная смерть в силу возраста или длительного подтопления.
У мертвой древесины существует несколько стадий распада. Скорость процесса зависит от влажности почвы и степени соприкосновения с землей, а также от породы дерева. Ель разлагается значительно быстрее сосны, древесина которой содержит химические вещества, замедляющие процесс разложения.
Чтобы дать шанс молодым деревьям развиваться и не погибнуть раньше времени — проводятся рубки осветления и прочистки.
Наличие мертвой древесины в некоторых случаях оправдано. Она способствует сохранению биоразнообразия лесных экосистем. Но наличие избыточного объема древесного детрита является «мусором». Кроме того, поваленные или зависшие стволы деревьев могут передать низовой огонь на кроны и превратить его в верховой пожар.
Большое внимание при ведении лесного хозяйства уделяется мероприятиям по наведению порядка — уборке захламленности, выборочным санитарным рубкам, уборке единичных деревьев.
В этом году специалисты Рослесинфорга провели оценку профилактических мероприятий в лесу, одним из которых является уборка захламленности. Обследование проведено в 24 регионах страны. Каждым десятым нарушением стало не выполнение мероприятий по уборке древесного детрита. Больше всего мертвых деревьев в леса Красноярского края, ХМАО, Новосибирской, Томской и Иркутской областях.