Президент России утвердил изменения об учете лесов. В ближайшее время они будут добавлены в Лесной кодекс. Проект закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» поручил подготовить Владимир Путин 29 сентября прошлого года на совещании по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса.
Что было?
За годы Советской власти был обследован и учтен весь лесной фонд СССР. Ежегодно лесоустроительными работами охватывалось более 40 млн га. Для систематического контроля за динамикой лесных ресурсов в СССР каждые 4—5 лет проводился единовременный переучёт всего лесного фонда. В годы перестройки темпы работ по приведению в известность лесных пространств замедлились, а сама лесоучетная система стала разрушаться. На сегодняшний день давность лесоустройства на землях лесного фонда составляет от 10 до 25 лет и более.
29 сентября 2020 года Президент России Владимир Путин поручил правительству всесторонне разобраться с ситуацией в лесном комплексе России, который является природным достоянием страны, имеющим глобальное экологическое значение, и навести порядок в планировании и использовании лесных ресурсов. Именно поэтому вопросы лесоустройства – это сегодня тема номер один в экологической повестке. Для того, чтобы осознанно подходить к лесопользованию, вовлечению в коммерческий оборот и лесовосстановлению, необходима достоверная информация о состоянии зеленых ресурсов.
Что изменится?
Новый закон разграничивает полномочия органов власти в сфере лесоустройства между федеральным центром и местными властями, определяя, кто и за что отвечает.
Полномочия разделены с учетом категорий земель, на которых расположены леса:
- полномочия по лесоустройству на землях лесного фонда предаются на федеральный уровень;
- Минобороны России отвечает за леса, расположенные на землях обороны и безопасности;
- субъектовые органы исполнительной власти – за леса на особо охраняемых природных территориях регионального значения и иных землях в собственности субъектов;
- муниципальная власть – за леса на землях населенных пунктов.
С 1 января 2022 года лесоустройство будет осуществляться на основании федерального плана, который в обязательном порядке будет учитывать предложения органов государственной власти субъектов РФ. Это значит, что региональные власти смогут принимать непосредственное участие в его формировании – давать предложения по территориям, где работы должны проводится в первую очередь, делать замечания и корректировки. План будет формироваться на 10-летний период. Предусмотрен механизм его корректировки, что делает его адаптивным к тем задачам, которые стоят перед лесным сектором экономики страны.
Плановый характер лесоустройства позволит получать необходимую информацию о лесах на активно осваиваемых территориях, сформировать и реализовать систему мер, регулирующих воздействия на леса, обеспечив их неистощимое и многоцелевое использование.
Определять запасы древесины, породу и возраст деревьев, разрабатывать методику ухода, сохранения и воспроизведения лесов в отношении земель лесного фонда будут исключительно лесоустроители федерального госучреждения «Рослесинфорг». Ежегодно будут обследоваться леса на площади 30 млн га.
Кроме того, лесоустройство теперь могут проводить только организации, имеющие в штате таксаторов, прошедших аттестацию и включенных в реестр специалистов, имеющих право на выполнение таких работ. Эта норма начнет действовать с 1 марта 2023 года.
Все лесоустроительные контракты и договоры, заключенные до 1 января 2022 года, будут исполняться в соответствии с действующей редакцией Лесного кодекса, теми исполнителями, которые были определены при их заключении.
В соответствии со ст. 4 ч. 5 «к отношениям, связанным с исполнением заключенных до 1 января 2022 года государственных контрактов на выполнение лесоустроительных работ, включая их финансовое обеспечение в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и договоров на выполнение работ по осуществлению мероприятий по лесоустройству с лицами, использующими леса, в отношении предоставленных им лесных участков, до истечения срока действия указанных государственных контрактов и договоров применяются положения Лесного кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу нового закона».
Новый подход к лесоустройству направлен на унификацию требований к работе «лесных инженеров», повышение качества выполняемых работ, а также скорости их исполнения и введения в действие лесоустроительной документации. В результате все леса будут оцениваться по единому стандарту без разночтений, как это происходит сегодня, в том числе из-за участия в лесоустройстве непрофильных организаций, расхождениях в методологии подсчетов, их низких цифровых возможностях.
Федеральная поддержка лесоустройства даст возможность ежегодно приносить государству порядка девяти млрд рублей налогов и других обязательных платежей от использования лесов. Повышение точности данных о состоянии государственной собственности, которой в полном объеме являются леса, расположенные на землях лесного фонда, и их непрерывная актуализация даст лесопромышленному комплексу возможность эффективно развиваться за счет привлечения новых инвестиций в отрасль. Также это позволит дополнительно вовлечь в оборот почти 140 млн гектаров высокопродуктивных лесов и обеспечить наиболее рациональное их использование.
«Своевременно проведенное лесоустройство сделает лесное хозяйство устойчивым, а систему управления лесами – экологически, социально и экологически ориентированной, поскольку добывать древесину можно, не нанося вреда биоразнообразию лесов, их количеству и качеству», – отметил директор Рослесинфорга Павел Чащин.