Москва
Верно ли определен Ваш город?
Если нет, выберите свой город
Филиал: Центральный аппарат
РУС
/
Сообщить о проблеме
+7 (499)-673-99-97
горячая линия по услугам
+7 (499) 673-99-99
связаться с нами
Филиал: Центральный аппарат
РУС
/
+7 (499)-673-99-97
горячая линия по услугам
+7 (499) 673-99-99
связаться с нами
+7 (499)-673-99-97
горячая линия по услугам
+7 (499) 673-99-99
связаться с нами
Госуслуги
Сообщите о проблеме и оцените результат её решения

Все новости

Подпишись на новости

будь в гуще событий
Подписаться

Показать еще

Опрос Рослесинфорга: 35% лесозаготовителей готовы закупать лесную технику российского производства

НАЗАД
Опрос Рослесинфорга: 35% лесозаготовителей готовы закупать лесную технику российского производства
Парк лесной техники российских лесозаготовителей пока еще в основном составляет оборудование зарубежного производства – наиболее востребованы харвестеры и форвардеры John Deere и Ponsee. В топ-3 самой необходимой техники вошли также тракторы, причем, в лидерах по популярности закрепился уже близкий производитель – МТЗ Беларус. Несмотря на имеющиеся ограничения, лесозаготовители пока склоняются к импортной технике, но уже есть подвижки: 35% компаний готовы закупать лесную технику российского производства – как новую, так и бывшую в употреблении.

Таковы результаты опроса, который в июне 2023 года провел Рослесинфорг среди профессионалов лесопромышленного комплекса. В анкетировании приняли участие свыше 1,5 тыс. представителей отрасли.

Опрос показал, что массового перехода лесозаготовительной техники «из рук в руки» нет – более 80% участников не собираются ничего продавать из своего парка, а более 70% не планировали новых приобретений, что говорит о стабильности в этой сфере. При этом 30% игроков не исключают покупку техники.

При том, что большинство не планирует в настоящее время масштабных покупок, при необходимости большая часть респондентов все же предпочла бы зарубежную технику – либо новую, либо уже со вторичного рынка.

Такая же примерно складывается картина и по запчастям, с одним «но»: запчасти нужны уже сегодня, и здесь предпочтения лесозаготовителей сложились следующим образом:

33,7% покупают новые детали по параллельному импорту, в равных долях – по 20,4 % - распределились те, кто покупает импортные б\у и новые российские запчасти, еще 17,3% используют запчасти с имеющегося парка, и 8,2% изготавливают детали самостоятельно.

Полученные результаты опроса подтверждают пока еще достаточно высокую степень зависимости российской заготовки от импортного оборудования. Об этом, в частности, говорил и глава правительства Михаил Мишустин во время выставки «Иннопром-2023» в Екатеринбурге, подчеркнув необходимость наладить собственные производство необходимой лесной техники.

Определенный прогресс в этом направлении уже есть. Российские производители уже осваивают выпуск наиболее востребованных деталей для лесной техники. Как правило, это запчасти с небольшим сроком эксплуатации, которые быстро изнашиваются и расходуются в большом количестве. В списке импортозамещения порядка 10 видов комплектующих. Потребность в них высока, а стоимость таких же импортных выросла в два-три раза при увеличении сроков поставки до 3-4 недель. Поэтому организация собственного производства в стране – способ сохранить рентабельность лесозаготовки и развивать ее.

В частности, российские инженеры научились делать телескопы стрелы манипулятора. В стране уже успешно производят харвестерные ножи, занимаются изготовлением и восстановлением поворотных колонн. В списке «детального» импортозамещения - опорно-поворотное устройство для валочно-пакетирующих машин и поворотных кабин.

Российские лесозаготовители подобрали альтернативу и непосредственно форвардерами. Упрощенная их версия представляет собой лесовозный полуприцеп с трактором Минского тракторного завода. Его преимущества – в экономичности и доступности запчастей, и в целом относительно невысокой цены самой машины. Есть на рынке и сборка отдельных видов оборудования, правда, с применением зарубежных узлов. Это и валочно-сучкорезно-раскряжевочные машины, и сортиментоподборщики.

Потребность в собственной технике на российском рынке довольно высокая, считает директор Рослесинфорга Павел Чащин. «По статистике, в машинном парке лесного комплекса работает 39 тысячами единиц лесной техники. В том числе 22 тысячи гусеничных тракторов, в основном отечественного производства, 5 тысяч импортных харвестеров и 7 тысяч форвардеров тоже зарубежного производства. Также в отрасли заняты 1,5 тысячи валочно-пакетирующих машин и еще 3,5 тыс. других устройств, как отечественного, так и импортного происхождения. Большая часть машин, эксплуатируется несколько десятков лет и требует замены.Обновляется парк примерно на 3 процента в год, а степень износа в лесозаготовках превышает 53 процента», - привел данные руководитель федеральной лесоучетной организации, отметив, что над импортозамещением крупной техники, а не только запчастей уже работают.

С вывозкой леса ситуация обстоит лучше – тут отечественное производство имеет более сильные позиции – по итогам прошлого года его доля превысила 55%, в основном здесь используются и КАМАЗы, и "Уралы". В этом сегменте российская техника вытеснит импортную уже в ближайшей перспективе.

Так, российское машиностроение от лесовозов переходит к полноценным комплексам. Готовится к внедрению полностью российская разработка - лесозаготовительный комплекс КАМАЗа. Испытания запланированы на конец лета 2023 года.

Большой проект по производству современных машин для лесопромышленного комплекса реализуется в Карелии. Белорусский холдинг «Амкодор» создает производство современных колесных лесных машин. Проект также предусматривает производство комплектующих. Их будут использовать не только на заводе, но и поставлять на конвейеры других производителей техники. К 2028 году завод должен производить по 540 машин в год.
Опираясь на опыт работы на зарубежном оборудовании, лесное экспертное сообщество сформировало четкие требования к функционалу заготовительной техники, которая нужна отрасли.

Для российских реалий важно, чтобы машины были не только «умелыми и ловкими», но и могли работать с учетом особенности климата и почв. Нужна техника для всесезонной заготовки древесины в условиях слабых несущих грунтов. Также есть потребность в вывозе заготовленной древесины без устройства дорог и водопропускных сооружений. Нужны машины, способные проходить болота.

На перспективу в лесу вполне могла бы быть востребована техника с геопозиционированием, с искусственным интеллектом для распознавания деревьев и бревен, расчетом очередности обработки и затрачиваемым временем.

Для стабильной работы ЛПК важно сервисное обслуживание, обеспечение запчастями с гарантией, наличие расходных материалов.

Подпишись на новости

будь в гуще событий
Подписаться