Международные санкции оказали свое влияние на лесную промышленность, стимулируя предпринимателей искать новые логистические пути и рынки сбыта, но в главном ЛПК сохранил свои позиции – заготовка леса осталась на прежнем уровне, а переработка в отдельных сегментах выросла. Об этом говорилось на Восточном экономическом форуме в ходе сессии «Лес: от сырья к конечному продукту», модератором которой выступил директор Рослесинфорга Павел Чащин.
"Для того, чтобы вовлечь дополнительные ресурсы для нужд отрасли, идет реформа лесоустройства, как раз перевод его в цифровой формат. Начали с зоны интенсивного лесопользования, которая насчитывает 300 миллионов гектаров. В течение десяти лет каждый год будет вводиться в оборот по 30 миллионов гектаров. Целевой показатель цифровизации - все госуслуги в электронном виде. Срок окончательного внедрения - январь 2025 года", - заявил директор Рослесинфорга Павел Чащин.
По его словам, актуальные материалы лесоустройства в цифровом виде важны не только государству, но и предпринимателям, поэтому наряду с бюджетным финансированием необходимо внедрять институт софинансирования данных работ со стороны бизнеса.
"Предлагается сохранить мораторий на освоение лесных участков без лесоустройства и предусмотреть механизм, когда арендатор, инвестировав в лесоустройство, гарантированно получил участок с понятными характеристиками в пользование. Реформа также включает переход от двухгодичного на годовой цикл лесоустройства, который предусмотрен новой лесоустроительной инструкцией. Это позволит достичь высокой экономической эффективности. Причем, не после пяти лет с момента выбора лесного участка, а после двух", - добавил Чащин.
В фокусе внимания – лесная экономика Дальнего Востока, что обусловлено тематикой и географией форума. Что изменилось с наступлением санкций? – Прежде всего возник перегруз транспортных путей. К границам с Китаем устремились грузы не только местных производителей, но и предприятий ЛПК Северо-Западного региона страны, которые вынуждены переориентировать европейские потоки в сторону Азии. Объем заявок на перевозку многократно превышает существующие возможности. Проблема еще и в том, на погранпереходах имеется согласованный с китайскими коллегами объем грузов по номенклатурам - например, два поезда в сутки уголь, два поезда лесная продукций. Изменить соотношение этих грузов в пользу одного или другого нельзя. Поэтому нужны другие решения, в частности, формировать комбинированную с морем логистику.
Тем не менее экспортерам помогает то, что все-таки многое уже заранее было сделано для облегчения внешней торговли, причем именно продукцией переработки ЛПК. Так, увеличено количество пунктов пропуска для вывоза пиломатериалов, открыт вывоз пеллет и щепы через все пункты пропуска, открыт экспорт шпона через морские пункты пропуска Дальнего Востока, запущена процедура выдачи транспортной субсидии.
С учетом возросшего интереса к экспорту в Азию местных дальневосточных переработчиков ждет высокая конкуренция с предприятиями Северо-Запада, которые обеспечивают более качественную обработку леса.
Тем не менее новые мощности в ДФО строить надо, и такое понимание у государственных регуляторов есть. Но для эффективного функционирования предприятий необходима лесосырьевая база. На Дальнем Востоке она есть, однако практически весь объем леса роздан, при этом он используется не в полном объеме. Так, объем расчетной лесосеки в Забайкальском крае составляет 11,6 млн куб. м, из которых освоено лишь 12 %, в Хабаровском крае - 31,5 млн куб. м, из которых освоено 21 %.
Решение видится в том, чтобы лесопользователям была доступна информация о лесах, где можно производить рубки и какие объемы древесины заготавливать. Эффективным помощником в этом должна стать цифровизация лесного хозяйства. Она упростит деятельность лесопользователей за счёт сбора, анализа и доступности данных о лесах с помощью цифровых сервисов и услуг, снизит время на подготовку документов и получение информации. Предоставление более полной информации в цифровом виде должно стимулировать лесопользователей более активно участвовать в торгах по использованию лесов, а также в приоритетных инвестиционных проектах. Один из важных документов в этой сфере – проект освоения лесов - в марте 2023 года переведут в электронный формат.
Основным выводом состоявшейся дискуссии в ходе ВЭФ-2022 стало понимание, что санкции не фатальны, необходима слаженная работа всех ведомств для настройки работы отрасли в новых условиях, а залог успеха ЛПК – в безусловной востребованности его продукции.