С уходом европейских производителей спецтехники из России, на долю которых приходилось почти половина всех лесовозов страны, каждый четвертый лесозаготовитель, принявший участие в опросе Рослесинфорга, выразил готовность в ближайшем будущем перейти на китайского производителя. При этом на данный момент доля Китая в структуре рынка лесовозов России занимает лишь 2,2%. Такие планы дают основание прогнозировать постепенное замещение европейской спецтехники китайской. Однако процесс не будет быстрым, так как большинство респондентов все-таки предпочитает российского производителя и готовится закупать отечественные лесовозы, причем как б/у, так и новую технику. Такую готовность выразил каждый четвертый опрошенный.
Рослесинфорг провел опрос среди российских лесопромышленников о ситуации со специализированными автомобилями, которые используют для доставки лесоматериалов к железнодорожным станциям, морским магистралям, складам и местам переработки. В опросе приняли участие около 1,5 тысяч респондентов. Почти половина из них (46,4%) представляют производственные компании с полным циклом: от лесозаготовки до переработки или экспорта, на втором месте – заготовители леса, которые не занимаются переработкой (36,2%), остальная доля распределилась между производственными компаниями без лесозаготовки и трейдерами. В основном оборот компаний-участников опроса находится в диапазоне от 10 до 100 млн руб. в год (40,3%), больше трети (35,8%) пришлась на предпринимателей с годовой выручкой до 10 млн рублей, еще почти 20% участников опроса работают на уровне 100-500 млн рублей выручки в год и выше.
Опрос показал, что сегодня наибольшей популярностью пользуются лесовозы российского производства – 30,5%. На втором месте шведские грузовики – 30,3% перевозок леса. Замыкают тройку лидеров немецкие тягачи – 16,2%, следом белорусские (11,3%), итальянские (3,8%), американские (2,3%) и китайские (2,2%) автомобили. Лесовозы из США, Нидерландов, Украины, Японии, Франции, Финляндии, Чехии, Кореи обеспечивают от 4 до 0,01% перевозок леса. Несмотря на популярность китайских легковых автомобилей, доля лесовозов из Поднебесной пока невелика – порядка 2 тыс. автомобилей.
Самые многочисленные специализированные парки лесовозов для перевозки пиломатериалов и круглого леса находятся в Красноярском крае – свыше 6 тыс. единиц, чуть меньше в Иркутской области – 5,6 тыс., в Ленинградской, Вологодской и Кировской областях – от 5 до 5,5 тыс. единиц в каждом регионе, в Свердловской области и Пермском крае – курсирует до 4 тыс. лесовозов, в Архангельской, Тверской, Костромской областях – по 3,4 тыс. автомобилей.
Чаще всего лес возят на КамАЗах - 22,4% (11,5 тыс. автомобилей) объёмов перевозки. Вторую и третью позицию заняли Volvo и Scania – 16,8% (9,9 тыс.) и 14,6% (8,4 тыс.). У МАЗ 8,7% перевезённых лесоматериалов, Mercedes-Benz – 8,0%, MAN – 7,8%, УРАЛ – 6,7%, IVECO (включая УРАЛ-IVECO) – 4,3%, МАЗ-MAN – 2,4%, DAF – 1,7%, SHACMAN – 1,2%, SITRAK – 0,5%, HOWO – 0,3%, FAW – 0,1%.
На Дальнем Востоке и Сибири в отличие от остальных регионов страны широко распространены лесовозы совместного уральско-итальянского предприятия Iveco и китайская техника. В лесозаготовительных регионах Урала, Поволжья и Центральной России наиболее популярны российские и белорусские тягачи, Северо-Запад чаще делает выбор в пользу скандинавов. Отечественные и белорусские машины были в приоритете всегда – лесовозы иностранного производства в несколько раз дороже отечественных и облагались импортными пошлинами, вдобавок зачастую не соответствовали законодательному ограничению по массе и длине.
По результатам опроса, обновлять парк лесовозной техники намерены в течение года только 20,5 % опрошенных, еще 17,8 % - в зависимости от тенденций рынка, через 1-3 года намерены освежить технику 24,7 %, а 28,8 % пока даже не смотрят в эту сторону.
Если же дело дойдет до покупки, то предпочтут российскую лесовозную технику (35,8 %), китайскую (26,6 %), белорусскую (15,6 %), европейскую (14,7%).
В части брендов России и Китая - это будут новые машины 26,3 % и 20,3 %. Бывшая в употреблении западная, российская или белорусская техника собрала предпочтения по 10 % опрошенных респондентов каждая.
Представителей ЛПК в связи с ограничениями импорта спросили, как они решают вопрос запчастей. Более трети (33,6 %) участников опроса покупают новые российские запчасти, еще четверть берет комплектующие по параллельному импорту, китайские аналоги приобретают почти 17 % опрошенных, используют то, что есть в парке – 15,1 %, импортные б/у берут 10,1 % респондентов.
Несмотря на то что европейские бренды официально ушли из России, за 25 лет в стране сформировалась достойная сервисная сеть по обслуживанию иностранной спецтехники. Популярность КамАЗов и МАЗов объясняется широкой сетью представительств компаний – они есть почти во всех регионах России. Эти машины приспособлены к суровому климату и плохим дорогам. Китайская техника для российских лесозаготовителей остается пока неизвестной, однако промышленники готовы рассмотреть ее в использовании, поэтому можно прогнозировать постепенную замену европейского рынка спецтехники китайским. Опрошенные, использующие китайские бренды, отметили, что они также надежны и манёвренны, как европейцы, но стоят дешевле и на данный момент более просты в сервисном обслуживании.