Москва / Центральный аппарат
Верно ли определен Ваш город?
Если нет, выберите свой город

Ключевые изменения лесного комплекса на ближайшие девять лет

НАЗАД

Правительство утвердило Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, представленную вице-премьером Викторией Абрамченко. Документ направлен на цифровую трансформацию лесного комплекса, внедрение современных подходов к использованию и воспроизводству лесных ресурсов, тотальный учет и контроль за движением заготавливаемой древесины, развитие лесной инфраструктуры, заботу о лесе во всех ее проявлениях и поддержание углеродного баланса планеты. Директор Рослесинфорга Павел Чащин прокомментировал грядущие изменения.

В стратегии мы постарались сделать акцент на возможностях для роста и развития лесного хозяйства и лесной промышленности нашей страны. Политика государства в области развития отечественного лесного комплекса проста: добиться устойчивого управления лесами с помощью цифровых технологий. Это позволит увеличить конкурентоспособность лесного бизнеса, параллельно стимулируя спрос внутри страны. В результате должен возрасти вклад лесного сектора в российскую экономику. На мировой рынок планируется поставлять больше целлюлозы, пиломатериалов, фанеры, шпона, пеллет, плитной продукции, бумаги и картона, а также мебели. При этом важно сохранить роль лесов в биосфере. Все эти и другие задачи распределены и будут реализоваться до 2030 года поэтапно.

«Мы коренным образом пересмотрели подходы к стратегическому развитию всего лесного хозяйства. Если раньше лес рассматривался через призму промышленности и усиления доходности бизнеса, то сейчас в стратегии мы видим баланс интересов лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства, с управлением лесными ресурсами страны с экологической, социальной точки зрения», – заявила вице-премьер Виктория Абрамченко.

Транспарентность лесного хозяйства до недавнего времени оставляла желать лучшего. В действительности уже здесь и сейчас происходят революционные, глобальные перемены. В стратегии заложены не только изменения, которые произойдут в далеком 2030 году, но и фундамент для перевода лесного комплекса России на цифровую основу уже сейчас, в 2021 году. Это сделает его организованнее и при этом позволит упростить работу. Сервисная модель предоставления продуктов и услуг – это новая форма потребления. Цифровой оборот ощутимо дешевле и привлекательнее. Нельзя этого не учитывать, поэтому государственная лесная IT-инфраструктура должна ей соответствовать.

В новой цифровой парадигме, основа которой обмен данными в режиме реального времени, Рослесинфорг станет центром управления всеми проектами ведомственной цифровой трансформации. Однако, чтобы реализовать их, необходимо провести глобальные изменения внутри ведомства, которые уже запущены. Рослесинфорг должен стать центром IT-компетенций для всего государственного лесного сектора. С помощью цифровизации мы планируем вывести лесной комплекс на новый этап развития.

Немного расскажу о четырех главных диджитал-инновациях отрасли:

По поручению президента России, в 2023 году необходимо внедрить во всех регионах Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК). Этот проект является краеугольным элементом стратегии. ФГИС ЛК объединит работу множества различных информационных систем. Ранее сведения в этих информсистемах дублировались, не было единых учетно-регистрационных процессов и налаженного механизма отслеживания «серых» схем. Контроль соблюдения лесного законодательства тоже был осложнен, а коррупционные риски высоки.

Ядром ФГИС ЛК станет Государственный лесной реестр (ГЛР), ее самым ценным активом – материалы лесоустройства, в том числе ответственность за их актуальность и достоверность. В ноябре президент поручил передать электронное ведение ГЛР на федеральный уровень.

В октябре была разработана и утверждена в Правительстве соответствующая «дорожная карта». С 2023 года вести ГЛР будут по единым для всей страны правилам. Для этого утверждена программа цифровой трансформации с учетом требований по созданию ФГИС ЛК. Кардинальные изменения уже коснулись системы лесоустройства, данные которой являются основой лесреестра. Его федерализация нужна, чтобы повысить актуальность данных о количественных, качественных и пространственных характеристиках российского леса. При должном финансировании это позволит концептуально поменять подходы к лесоустройству и за 10-летний период обеспечить государство актуальной информацией об имеющихся лесных ресурсах и происходящих в лесу изменениях.

Первое, что предстоит сделать, – сформировать единый подход к планированию и проведению лесоустроительных работ. В результате мы планируем за 10 лет обеспечить наличие полных и актуальных данных о почти 300 млн гектарах лесов, расположенных на территориях интенсивного лесопользования и пригодных для вовлечения в хозяйственный оборот.

Напомню, лесоустройство проводится в два этапа: в первый год идет подготовка материалов, на второй – их верификация на земле. В сравнении с 2019 годом в 2020 году наметился положительный тренд – объемы увеличились почти в два раза, на 10,2 млн гектаров и составили 22,3 млн гектаров. В 2021 году Рослесинфорг планирует провести лесоустройство на 24,2 млн гектарах лесов.

Внедрение единой системы повысит достоверность сведений об объемах заготовки и суммах сделок с древесиной и пилматом, а также упростит получение услуг для бизнеса и граждан.

Еще ни разу не было попыток внедрения подобной масштабной системы в отрасль. И в мировой практике тоже.

Но лес – это не только древесина. В стратегию заложен важный экологический принцип: когда люди используют природные ресурсы, они должны по максимуму их возмещать. Воспроизводство лесов должно быть приоритетом для всех лесопользователей. На месте срубленных деревьев следует сажать новые. Использованную воду при глубокой переработке древесины предварительно очищать, а не сливать в реки. Отходы производства перерабатывать или превращать в полезное для химических заводов сырьё.

Бюджет государства продолжает страдать от «черных лесорубов». Но это не значит, что мы не можем и не должны прекращать попытки пресечения лесных хищений, чтобы хотя бы минимизировать их. Поэтому 1 января стартовал эксперимент по прослеживаемости на базе Единой государственной автоматизированной информационной системы учёта древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). Тестовый режим дает возможность нарисовать нам схему будущего и заранее отладить сбои, недоработки и прочие риски. Мы ее модернизировали, и теперь она поможет выявлять «хороших» и «плохих» лесопользователей по всем фронтам: аренда, заготовка, перевозка, продажа.

За январь Рослесинфорг зафиксировал резкий скачек числа сделок с древесиной в ЛесЕГАИС. Значительное увеличение – на 35% – объясняется недавним принятием поправок в Лесной кодекс и другие законы. Документы были подготовлены по поручению Владимира Путина. Их главная задача — обеспечить достоверный учёт и контроль сделок с древесиной. Это значит, что работа по новым правилам с 1 июля перестанет быть правом лесопользователей, а станет их обязанностью, невыполнение которой повлечет серьезные санкции. Предприниматели уже начали пересматривать условия работы в ЛесЕГАИС: проводят через госсистему сделки с древесиной, которые ранее заключали в обход.

Отмечу, что при снижении объемов незаконной заготовки увеличится поступление денег в бюджет страны за счет НДС, повысится прозрачность использования древесины, станет проще контролировать количество и качество используемых лесных ресурсов.

Таким образом, Рослесинфорг на сегодняшний день реализует в своей работе целый ряд направлений. Ведомство не только решает амбициозные государственные задачи в сфере управления лесами, но мы еще и – центр IT-компетенций.

Учредитель и партнер компании GOOD WOOD Александр Дубовенко отметил, что государство услышало бизнес и учло в стратегии его позицию. Предприниматели впервые видят действительно стратегический документ, в котором отражен системный подход к лесопользованию, охране лесов, их восстановлению, цифровизации отрасли и услуг, а главное, к созданию законов. Потому как сейчас лесное законодательство скорее напоминает лоскутное одеяло, нежели единое целое.

«Российский бизнес давно перешел на цифру во многих моментах, опережая свою страну. С появлением стратегии госсектор начал ликвидировать отставание. Доступная и актуальная информация о лесном ресурсе позволит бизнесу не бояться за свои инвестиции в долгосрочном периоде. Все меры безусловно хороши, но надо понимать, наибольший экономический эффект для страны даст глубокая переработка древесины. Считаю, что необходимо сохранить существующую пошлину на "кругляк" и ввести небольшую символическую пошлину 10% на пиломатериал (доски). Это простимулирует строительство заводов глубокой переработки в России и не помешает лесным промышленным гигантам продолжать экспорт. Такой подход позволит улучшить положение дел в лесном комплексе, не ущемляя интересов бизнесменов, а наоборот открывая широкие возможности, в том числе и на мировой арене. Это позволит получить признание международного сообщества и поможет выполнить глобальную задачу: увеличить доверие по отношению к России», - прокомментировал он.

«Новая Стратегия учитывает необходимость государственной поддержки строительства современных биотехнологических комплексов (БТК), предусматривает меры по повышению достоверности учета лесных ресурсов и механизмы внедрения современных технологий в отрасль. Рассчитываем, что предусмотренные меры по развитию лесопромышленного комплекса России будут оперативно реализованы в нормативных актах ведомств и обеспечены необходимыми ресурсами», – прокомментировал генеральный директор ООО «Тайга» (дочернее общество инвестиционной компании «Роквелл Капитал») Иван Валентик.

Подпишитесь на новости
чтобы первым узнавать о важных событиях
Вы ввели неверный e-mail